Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМОУ СОШ № 38, Сыктывкар
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 08.12.2014
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16945
Рейтинг публикации
16 оценок
Другие публикации автора
Групповое сотрудничество – помощь «новенькому»… Заочно!
 
 

На прошлой неделе у нас снова пополнился класс.  Две родные сестры. Детский дом семейного типа. Только только – несколько дней назад их родителей лишили прав на собственных детей. Понятно, что скорее всего о каком-либо соответствии возрастному развитию, овладению учебными навыками, воспитания в норме речь не идет.

 

Привели воспитатели пока девочку, которая помладше, ей столько же лет, сколько и моим второклассникам.  Как-то легко прошли первые дни, новую одноклассницу быстро приняли ребята. Она с постоянно  возрастающим интересом начинает работать на уроках, все меньше и меньше отказов от какой-либо деятельности. Очень охотно идет на контакт во время наших индивидуальных занятий – необходимо многое корректировать и объяснять то, что мы уже знаем давно, а ей пока неизвестно.

 

Сестра старше на год. Но в классе пока не учится – она не знает букв, не может прочитать двузначное число, … Не буду перечислять всего – уже понятно, что обучаться во втором классе без какой-либо хотя бы элементарной базы в этом случае невозможно даже на критическом уровне.

Какие молодцы воспитатели детского дома! Перед ними поставлена задача – восполнить пробелы в знаниях для того, чтобы девочка могла полноценно учиться в общеобразовательной школе. И они очень серьезно с ней работают, в том числе и постоянно на связи со мной – не для объяснения, конечно, новых тем, а для того, чтобы посоветоваться – как помочь запомнить букву «Н» или как объяснить прочтения слияний букв, которые она хоть немного, но запомнила. Очень сложно, очень трудно. Возможно ли?

Всю неделю я себе места не находила – как???  Смогу ли я чему-либо научить девочку? Главный вопрос – сохранна ли способность к обучению? Я решила, что лучше нам встретиться как можно раньше и пригласила ее с воспитателем в наш класс. Признаюсь, я мало чего обнадеживающего ждала от этой встречи…

 

Шмыгает носом с мороза, нет настороженности во взгляде.  Уже легче немного.

 

Начинаем общаться, задаю вопросы, отвечает и… сама тоже задает мне вопросы!!! Значит, не все так плохо. Чувствуется ее очень сильная привязанность к своей сестре. Каждый вопрос о ней и о том, как она здесь учится?

Буквы, конечно, пока прочитать не может. Только несколько еле-еле сливает. Почему? Я же вижу, что пришла абсолютно сохранная в интеллектуальном плане девочка. Да, развитие не соответствует возрасту, но помощь, наводящие вопросы помогают ей прийти к правильному ответу. Что так сильно, почти делает невозможным ее обучение письменной речи?

Ручку берет в левую руку, я настораживаюсь. В последние годы стало модно – левая рука – ведущая, и как глоток свежего воздуха после жесткого советского: «Только правая, а левую, если надо привяжем!» - не всегда пытаются в действительности выяснить – какая рука на самом деле будет править судьбой человека. А ведь от этого зависит формирование всех важных процессов в голове ребенка. Какое полушарие ведущее? А если …

Прошу нарисовать ее снеговика правой и левой рукой – почти нет разницы. Правой рукой крупнее, но линии очень ровные и уверенные. Рисунки показываю воспитателю – она поражена. Необходимо срочно выяснить у специалистов – какое у девочки ведущее полушарие. Может быть, не могут образовываться стойкие связи в голове ребенка еще и по этой причине. Ставим здесь знак вопроса и ждем помощи.

 

Причина педагогической запущенности даже не вызывает сомнений. Но что первично?

Был ли когда-нибудь мотив на учебу? Хотя бы слабенький? Сейчас в ее взгляде на буквы, книгу – нескрываемое отвращение, ненависть. Хватаюсь за ниточку ее привязанности к сестре, которая учиться уже у нас неделю.

- Хочешь, я покажу тебе, что уже твоя сестра умеет с нами в классе делать?

В глазах снова интерес:

- Очень!

Мы идем к интерактивной доске. Запускаю elite Panaboard book.

Знакомлю в панелью инструментов. Объясняю, что рисовать мы можем вместе. Вместе рисуем, невзначай и буквы пишем:

- Что я нарисовала?

- Нос!

- А я в детстве плохо видела и врач прописал мне очки. И вот на ннннносу (выделяю голосом звук «н») у меня  всегда сидела буква Н (рисую Н на переносице и дорисовываю другим пером линзы и заушники, букв «Н» выделена отдельно). И нннадо было постоянно поправлять эту букву Н на ннносу.

Девочка повторяет за мной. Потом берет инструмент «волшебное перо» и уже линией из сердечек обводит букву Н. Предлагаю ей распечатать наши художества. Радости ее нет предела.

Воспитательница в восторге, сразу было видно и понятно в наш первый день знакомства, что Лия Изосимовна очень неравнодушный человек. У нее огромный опыт в педагогике, но такой случай впервые. Переживания ее очень и очень понятные:

- Девочка моя, вот будешь буквы стараться запомнить, научишься читать и придешь в класс, надо учиться поскорее!

Вижу желание и тут же открываю наши с детьми файлы, наши работы.

Рассказываю, что мы очень любим работать в группах. У нас есть очень важные правила, которые мы каждый раз повторяем,  перед тем как начать работу.  Главное правило – помогай! Придешь к нам, тебе будут помогать, и ты будешь ребятам помогать. Но без чтения в школе помочь в учебе невозможно.

Мы все правила, которые надо знать, чтобы правильно писать буквы в словах, с детьми превращаем в интересные картинки. Хочешь посмотреть? Твоя сестричка, тоже участвует в придумывании таких картинок.

- Очень хочу, где?

Открываю ей последнее правило на правописание суффиксов – онок, - ёнок.

 

Кликните, чтобы открыть прикрепленное изображение

(Дети у нас уже достаточно очень легко переводят правила в картинки-помощницы)

 

gmWph5rzjHfi38LYS3Cxu17UrYWFilna3P005YJH

 

Змею узнает сразу. Обсуждаем какие звуки она издает. Шипит. А где она шипит? В конце какой-то дуги (обозначение корня). А под крышей дома (суффиксом) записи.

- А есть ли здесь буква на НННОсу?

Узнает в  чужом пока детском почерке, показывают свою самую сложную для нее букву:

- Вот она, буква Н!

Сама удивляюсь, впервые при работе с суффиксами – онок, -ёнок во втором классе ищу с ребенком не различия в гласных, а букву Н. Ничего, главное - обучается, главное – интерес есть!

- А вот здесь мы по кадрам рисовали один очень интересный рассказ. Прочитали его на уроке чтения, а все что мы читаем так нам нравится, что мы обязательно еще и нарисуем.

Открываю файл, где мы работали над рассказом А. Митта «Шар в окошке!». Начинаем переводить в рассказ то, что изобразили ребята в своей совместной работе. Удивительно, но почти весь текст девочка рассказала очень и очень близко к оригиналу. Лия Изосимовна не может передать словами удивление и восторг, взмахивает руками:

- Вот! Вот! Оказывается! Вот!

 

%D1%88%D0%B0%D1%80%2B%D0%B2%2B%D0%BE%D0%%D1%88%D0%B0%D1%80%2B%D0%B2%2B%D0%BE%D0%rySdHA8YDoo56WUrXjs98Ey4XrLLLa_el7qRafv-

 

А буквально час назад мы с ней пытались по рисункам художника определить название сказки «Вершки и корешки», девочка видела в иллюстрациях лишь сказку «Репка», не замечая огромного медведя и то, что вместо одной большой репки, в телеге огромное количество маленьких.

А детские рисунки – детское восприятие прочитанного так оказалось ей близко и понятно.

Получается, такая работа в группе даже дистанционно может помогать, обучать, повышать мотивацию.

И в рисунках к другим рассказам девочка быстро уловила главный смысл. Что хотели ребята показать, выделить в той или иной части. Например, в рассказе Евгения Пермяка «Две пословицы» сразу увидела разницу в том, как два мальчика распоряжаются деньгами.

 

%D0%B4%D0%B2%D0%B5%2B%D0%BF%D0%BE%D1%81%

Мне стало намного спокойнее, уже есть надежды на многое. И тогда я показала девочке и наши рисованные мультики по разделу литературного чтения «Произведения о зиме» (работе над ними в следующий раз):

 

oah80oazX6yFaS9GAVAOvkh92YwXImGRHOVbSIIR

Не знаю, как наша новая ученица смотрит современные мультфильмы, но здесь надо было видеть ее глаза! Я уже знаю, как мои ученики относятся к такой работе (по прошлому выпуску – я рассказывала на фестивале в Одессе, и в этом потоке), но это их творчество – самолепное – не любить такое, тобой созданное, невозможно. Но то, что так отреагирует девочка, которая в этом не участвовала, с такими серьезными проблемами и трудной ситуацией в развитии и воспитания! Вопрос за вопросом:

- А как? Это правда, они читают? Это моя сестра читала? - смотрит, слушает и снова: - А ЭТО она читала? Это такие тритоны?...

И главное в конце:

- Я хочу в вашу школу, я обязательно научусь читать!

У меня смешанные чувства. Я разных детей учила, и сложные ситуации видела – очень сложные. Не могу понять, почему ребенок со здравыми вопросами и желаниями столькому не научился, столько не усваивает. Не могу делать ни прогнозов, ни даже мечтать о том, что мы все преодолеем. Здесь обязательно нужен правильный выбор оптимального образовательного маршрута и индивидуализация дальнейшего обучения в совокупности с работой коррекционных педагогов, психолога, быть может, помощи врачей. Но то, что девочка меня порадовала, успокоила и приняла – это очень хорошо для начала.

 

Я мысленно представила и убрала из нашей встречи интерактивную доску, знакомство девочки с  совместными работами детей в группах, поход в «магазин», с выдачей ей бонусных баллов (заодно и проверкой счета). И что-то у меня не совсем получилось в итоге: «Я хочу в вашу школу! Я обязательно научусь читать!»

А сегодня я первым делом расскажу ребятам, как их совместный труд помог одной девочке очень захотеть учиться!

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  •  Ячменева М.А. написал(а) 3507 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Огромное Вам спасибо, дорогие мои коллеги, за такую поддержку, такие комментарии. У каждого из нас есть в практике сложные случаи и несмотря на опыт, каждый раз мы сталкиваемся с новыми и непонятными ситуациями - а как быть? Как не опустить руки? За какую ниточку потянуть и вытянуть?

    Будем стараться все вместе)))

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Купцова Е.Н. написал(а) 3508 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Что тут можно еще сказать? Среди почетных учительских званий есть, на мой взгляд, совершенно особенное - Народный учитель. Это очень трудная и сложная ступенька в педагогической деятельности: разные дети, дети из разных социальных условий, дети-сироты, дети способные и неспособные, коррекционные дети и инвалиды - учить надо всех. Не сдавайтесь, Мария Александровна!

    Прекрасная публикация, спасибо. С уважением, Евгения Николаевна.

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Орлова Н.В. написал(а) 3508 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Мария Александровна, спасибо Вам за очередную страничку книги Впечатлений и Открытий! Желаю Вам всегда оставаться тем светлым маячком, который не позволит затеряться детской душе. Желаю Вам оставаться источником добра, радости и счастья.

    С уважением, Н.В. Орлова

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Черник Е.Н. написал(а) 3508 дней назад (позитивно) 
     
    1

    Уважаемая Мария Александровна! ВАм предстоит титаническая работа с этой ученицей, понятно. Но то, что в таких сложных ситуациях к Вам на выручку приходит интерактивная доска - это здорово! Помните, "расскажи, и я забуду, покажи, и я запомню, ДАЙ ПОПРОБОВАТЬ - и я ПОЙМУ". Это про Вашу подопечную. У Вас огромный запас изюминок для этого ребенка. Дай Бог этой девочке терпения и старания! Пусть у Вас не иссякает желание шажок за шажком вводить малышку в мир знаний и открытий! Удачи! С уважением, Елена Николаевна.

     
       
     
     
    2 очков
     
  •  Тарасова В.А. написал(а) 3508 дней назад (нейтрально) 
     
    0

    Мария Александровна, спасибо за еще один урок доброй и мудрой учительницы, умеющей сопереживать с каждым своим учеником, старающейся помочь даже тогда, когда это кажется практически невозможным. Доброта и мудрость всегда идут вместе, потому как можно быть и не очень мудрым, но очень добрым человеком, отвлекающимся на чужую беду,  но мудрым и недобрым ...... Нет, даже представить такое явление сложно.

    Уверена, что с вашей девочкой все будет ок. Вы пройдете сложный путь, но он, уверена, окажется успешным.

    С уважением и признательностью, В.А.Тарасова

     
       
     
     
    2 очков