Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5" г. Бийск Алтайский край, Бийск
Раздел публикацииРаздел: Без раздела
Дата публикацииОпубликовано: 29.03.2013
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 16766
Рейтинг публикации
1 оценок
Другие публикации автора
Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка через дидактические задачи урока.
 
 

 

Формирование коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка через дидактические задачи урока.

Обучение общению на иностранном языке- актуальная задача, стоящая перед школой, т.к. контакты людей разных национальностей призваны укреплять взаимопонимание и дружбу между народами. Коммуникативное обучение обеспечивает лучшее усвоение языка, т.к. именно в условиях общения язык выступает в своей естественной функции. Основу общения составляют коммуникативные умения: только научив ребенка говорить, слушать, читать и писать на иностранном языке, можно добиться качественного достижения основной цели обучения. Важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока. Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Основной двигатель изучения языка для детей- радость познания, чувство комфорта, положительные эмоции. Поэтому необходимо стать речевым партнером детей, помощником и организатором общения.  Важно и то, каким голосом произносятся слова, фразы и какое при этом выражение лица. Комфортность общения зависит и от того, как учитель реагирует на ошибки детей. Главное, чтобы ученик, вступая в общение на изучаемом языке, не испытывал страха сделать ошибку и стремился реализовать то или иное коммуникативное намерение. Считается, что ошибки- это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенции. И их наличие не свидетельствует о неуспехе, наоборот. Они доказывают, что учебный процесс проходит нормально, учащиеся принимают в нем активное участие. Коммуникативный подход используется и применяется во многих учебных аспектах. При изучении лексики, грамматики, аудированию можно использовать различные виды коммуникаций. Основным видом деятельности, которым овладевает на уроках иностранного языка является коммуникативно-познавательная деятельность. Это означает, что в процессе овладения иностранным языком у ученика происходит развитие различных сторон коммуникативно - познавательного процесса: словесно-логической (речевой), произвольной и непроизвольной памяти, зрительно-слухового восприятия ит.д. На что же нацелена коммуникативная задача? Прежде всего на то, что чтобы вызвать у учащихся потребность в говорении, создать соответствующую мотивацию, стимулировать речемышление, побудить к усвоению новых общеобразовательных знаний. Можно выделить несколько коммуникативных компетенций: информирование, побуждение, выражение мнения (оценка), установление контакта. Как же в своей работе я развиваю коммуникативную компетенцию у учащихся? При изучении различных тем, я не просто знакомлю детей с лексическим и грамматическим материалом, а стараюсь создавать различные ситуации для говорения. Например, тема «Семья» разделена на несколько ситуаций и сюжетов: «знакомство», «Vater das ist meine Freundin» («папа, это моя подруга»),следующая ситуация «День рождения» (члены семьи поют песню, рассматривают и дарят подарки и т.д.) Кроме того, в современных учебниках уже есть задания коммуникативного характера: образец поздравительной открытки, письма, расписание движения поездов, меню и т.д. При работе над текстом я так же использую коммуникативный аспект. Текст выступает как продукт говорения и является способом речевого воздействия на читающего, и создает необходимую содержательную базу для развития говорения. Он обладает коммуникативной целостностью. Например, текст посвященный теме»Праздники» («Nikolaustag» 7кл.) При чтении текста учащиеся выполняют  определенные коммуникативные аспекты. Учащиеся учатся выражать пожелания к празднику, петь песню или декламировать стихотворение. Причем, текст отражает специфические особенности немецкого быта, что позволяет учащимся погрузиться в иноязычную среду. Перед работой над текстом нужно провести анализ и выяснить слова и словосочетания, которые содержат национально-культурный компонент и объяснить лексические единицы. После этого организуется проигрывание ситуаций текста, игровых сцен. На заключительном этапе работы над текстом сравниваются аналогичные ситуации в нашей стране, учащиеся включаются в диалог двух культур. На этом этапе возможны: сообщения детей о их собственных семейных праздниках, сбор и составление кулинарных рецептов, поздравительные песни и стихи, придуманные пожелания самими детьми. При изучении различных грамматических явлений я так же решаю ряд задач, обеспечивающих  развитие коммуникативных компетенций. Таким образом грамматические явления изучаются и усваиваются не как»формы» и «структуры», а как средства выражения определенных мыслей, отношений, коммуникативных намерений. Так ,например, при изучении темы Imperativ( повелительное наклонение) коммуникативный метод выполняет в общении побудительную функцию, и с его помощью можно выразить просьбу, совет, предложение. Пожелание, приглашение, разрешение, запрещение. Вывески, табло и объявления представляют собой прагматические материалы, которые иллюстрируют реальное употребление Imperativ для выражения предостережения, запрещения, инструкции и т.д. Таким образом ситуации употребления Imperativ очень разнообразны. На их основе я предлагаю различные речевые упражнения. В которых использование этого наклонения естественно мотивированно( прочитать сцену, продумать продолжение и т.д.). Наклонение Imperativ широко используется в разговорных клише, пословицах. При изучении пословиц, я предлагаю учащимся составить микродиалоги и уточнить ситуации. В которых данные реплики могут быть произнесены.Можно сделать вывод, что коммуникативная грамматика предусматривает вариативное использование языковых средств в зависимости от ситуации общения. При обучении аудированию также применяю различные коммуникативные намерения:- информировать/ доказать/ убедить/ высказать свое отношение и т.д. Применяю различные упражнения для решения коммуникативных компетенций: прослушайте текст, определите, как говорящий пытается убедить слушателя совершить такой-то поступок/ как он высказывает свое мнение и т.д.; прослушайте интервью. В целях создания естественных ситуаций общения использую и самих учащихся в качестве источника информации. Развитие коммуникативных компетенций происходит и при устном контроле. Из практики стало видно, что устный контроль отдаляет учеников и учителя, делает педагогическое общение «устрашающим». Коммуникативный подход к обучению превращает учителя и учащихся в равноправных партнеров по общению. В процессе контроля коммуникативная сторона выражается в обмене информацией при ответах обучающихся.Для создания доверительных отношений необходимо подбадривать и стимулировать учащихся во время ответов. Ученики должны видеть в учителе не судью, а союзника, готового оценить их усилия, помочь и поддержать, с тем, чтобы сообща добиться наилучших результатов.

Таким образом, формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения немецкому языку вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой деятельности.

Литература:

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку Текст / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 1988. - 256 с.

Дружинина М.В. Реализация коммуникативного подхода в обучении немецкому языку // Иностранные языки в школе. 1999. № 2. с. 67-69.

Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению Текст / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991.

 

 

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев