Государственное образовательное учреждение «Чебоксарский медицинский колледж»
Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_________________ Баранова Н.А.
«___»______ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ЕН.О2. Информационные технологии в профессиональной деятельности
(индекс и наименование дисциплины)
060501 «Сестринское дело»
51 Медицинская сестра
(код и наименование квалификации)
Очная форма
Чебоксары
2012
ОДОБРЕНА на заседании ЦМК естественно-научных дисциплин
|
Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) в составе укрупненной группы специальностей 060100 – Здравоохранение: специальности 060501 Сестринское дело
|
Протокол №_____ от «___»_________ 2012 г. Председатель ЦМК ________________________ |
|
|
|
Составитель: |
Вернова Наталья Евгеньевна, преподаватель математических, информационно-технологических дисциплин ГОУ «Чебоксарский медицинский колледж»
|
Рецензенты: |
Внутренний – Зорская Лилиана Владимировна, преподаватель математики, информатики.
Внешний – Бакина Венера, преподаватель математических, информационно-технологических дисциплин
|
Содержание
|
стр. |
|
4 |
|
5 |
|
12 |
|
15 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в составе укрупненной группы специальностей 060100 Здравоохранение.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: Учебная дисциплина ЕН.02. Информационные технологии в профессиональной деятельности относится к математическому и обще естественно - научному циклу ЕН.00. Основой для изучения данной дисциплины являются дисциплины информатика и информационные компьютерные технологии.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
-оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-использовать готовые информационные модели, оценивать их
соответствие реальному объекту и целям моделирования;
-оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
-основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-назначение и функции операционных систем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов; самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
78 ч |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
78 ч |
в том числе: |
|
практические работы |
38 ч |
контрольные работы |
4 ч |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
39 ч |
в том числе: |
|
|
14ч |
Составление алгоритмов и программ |
4ч |
Поиск информации в сети Интернет |
6ч |
Отправка почтовых сообщений |
2ч |
Запись информации на компакт диск |
4ч |
Организация информации на компакт-диске (создание меню) |
10ч |
Работа с конспектом лекции |
20ч |
Создание компьютерных публикаций средствами MS Office 2003 |
10ч |
Создание личного web-сайта студента |
8ч |
Итоговая аттестация в форме зачета |
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Раздел №1. |
Информационная деятельность человека |
10 |
|
|
Тема 1.1. Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
Содержание учебного материала: |
4 |
1 |
|
1 |
Информационное общество. Информационная культура. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
2 |
|
||
Тема 1.2. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
Содержание учебного материала: |
6 |
2 |
|
1 |
Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы. Правовая охрана информации. |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа № 1.Инсталляция программного обеспечения. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
2 |
|
||
Раздел №2. |
Информация и информационные процессы |
58 |
|
|
Тема 2.1. Подходы к понятию информации и измерению информации. Информационные объекты различных видов. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Представление информации в двоичной системе счисления. |
Содержание учебного материала: |
24 |
2 |
|
1 |
Понятие «информация» и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. |
2 |
||
2 |
Представление и кодирование информации. Язык как знаковая система. Представление информации в живых организмах. Кодирование информации. Двоичное кодирование информации в компьютере. |
2 |
||
3 |
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. |
2 |
||
4 |
Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука. Двоичное кодирование графической и звуковой информации. |
2 |
||
Практические занятия: |
8 |
|||
1 |
Практическая работа №1 «Системы счисления». |
2 |
||
2 |
Практическая работа №2 «Системы счисления». |
2 |
||
3 |
Практическая работа №3 «Системы счисления». |
2 |
||
4 |
Контрольная работа №1 |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
8 |
|
||
Тема 2.2. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера.
|
Содержание учебного материала: |
12 |
1 |
|
1 |
Хранение информации. Формы мышления. Алгебра высказываний. Логические выражения и таблицы истинности. Логические функции. |
2 |
||
2 |
Логические законы и правила преобразования логических выражений. Решение логических задач. Логические основы устройства компьютеров. |
2 |
||
Практические занятия: |
4 |
|||
1 |
Практическая работа №4 «Алгебра логики» |
2 |
||
2 |
Практическая работа №5 «Решение логических задач» |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
4 |
|
||
Тема 2.2.1. Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютеров. Алгоритмы и способы их описания. |
Содержание учебного материала: |
8 |
2 |
|
1 |
Алгоритм и его формальное исполнение. Основные типы алгоритмических структур. |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №6 «Составление алгоритмов» |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление алгоритмов программ |
4 |
|
||
Тема 2.2.2. Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объемов различных носителей информации. Архив информации.
|
Содержание учебного материала: |
7 |
2 |
|
1 |
Файл как единица хранения информации на компьютере. Атрибуты файла и его объем. Учет объемов файлов при их хранении, передаче. |
1 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №7. «Создание архива данных. Извлечение данных из архива». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
|
||
1 |
Запись информации на компакт-диски различных видов Организация информации на компакт-диске с интерактивным меню. |
|
||
Тема 2.2.3. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Комбинации условия поиска.
|
Содержание учебного материала: |
7 |
2 |
|
1 |
Поисковые системы. Осуществление поиска информации или информационного объекта в тексте, в файловых структурах, в базах данных, в сети Интернет. |
1 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №8. «Осуществление поиска информации на государственных образовательных порталах». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
4 |
|
||
1 |
Осуществление поиска при помощи запросов в различных поисковых системах, а также осуществление поиска по тематическим каталогам. |
|
||
Тема 2.2.4. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь.
|
Содержание учебного материала: |
10 |
2 |
|
1 |
Передача информации. Локальные компьютерные сети. |
2 |
||
2 |
Глобальная сеть Интернет. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. |
2 |
||
Практические занятия: |
4 |
|||
1 |
Практическая работа №9. «Настройка Outlook Express». |
2 |
||
2 |
Практическая работа №10. «Создание ящика электронной почты и настройка его параметров. Формирование адресной книги». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Отправка почтовых сообщений. |
2 |
|
||
Раздел №3. |
Средства информационных и коммуникационных технологий |
14 |
|
|
Тема 3.1. Архитектура компьютеров. |
Содержание учебного материала: |
10 |
1 |
|
1 |
Основные характеристики компьютеров. Многообразие компьютеров. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Аппаратная реализация компьютера. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. |
2 |
||
2 |
Виды программного обеспечения компьютеров. Операционная система: назначение и состав. Программная обработка данных. Прикладное программное обеспечение. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
4 |
|
||
Тема 3.2. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
Содержание учебного материала: |
4 |
1 |
|
1 |
Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
2 |
|
||
Раздел №4. |
Технологии создания и преобразования информационных объектов |
24 |
|
|
Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
Содержание учебного материала: |
6 |
2 |
|
1 |
Программы – переводчики. Возможности систем распознавания текстов. Компьютер как инструмент научной работы. |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №11. «Автоматический перевод текста», «Редактирование словаря». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектом лекции |
2 |
|
||
Тема 4.1.1 Гипертекстовое представление информации. Публикация web-документов. |
Содержание учебного материала: |
10 |
2 |
|
1 |
Гипертекстовое представление информации. Создание web-документов. Основы языка разметки гипертекста HTML. Публикация web-документов. |
2 |
||
Практические занятия: |
6 |
|||
1 |
Практическая работа №12. «Создание простейшей web-страницы», «Форматирование абзацев», «Создание гиперссылок». |
2 |
||
2 |
Практическая работа №13. «Создание изображения и использование его на web-странице», «Форматирование текста», «Создание списков», |
2 |
||
3 |
Практическая работа №14. «Создание таблиц», «Создание фреймов». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Создание компьютерных публикаций средствами Microsoft Office 2003. |
2 |
|
||
Тема 4.1.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных.
|
Содержание учебного материала: |
6 |
2 |
|
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №15. «Использование различных возможностей динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: |
2 |
|
||
Тема 4.1.3. Представление о программных средах компьютерной графики, мультимедийных средах.
|
Содержание учебного материала: |
8 |
2 |
|
Практические занятия: |
4 |
|||
1 |
Практическая работа №16. Создание графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования. |
2 |
||
2 |
Практическая работа №17. Редактирование графических и мультимедийных объектов средствами компьютерных презентаций для выполнения учебных заданий. Использование презентационного оборудования. |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: создание интерактивных презентаций |
4 |
|
||
Раздел №5. |
Телекоммуникационные технологии |
6 |
|
|
Тема 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. |
Содержание учебного материала: |
6 |
2 |
|
1 |
Интернет-технологии, способы и скоростные характеристики подключения, провайдер. Методы и средства создания и сопровождения сайта. |
2 |
||
Практические занятия: |
2 |
|||
1 |
Практическая работа №18. «Создание личного web-сайта студента», «Размещение web-сайта студента в сети Интернет». |
2 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Работа с различными Интернет-сервисами: Интернет-магазином, Интернет-СМИ, Интернет-турагентством, Интернет-библиотекой и пр. |
2 |
|
||
|
ВСЕГО |
78 |
|
3. Условия реализации учебной дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия: учебного
кабинета, офисные программы, цифровые обучающие программы,
программы ведения учета и контроля, справочно - правовые системы,
программы построения чертежей.
Оборудование учебного кабинета: Компьютеры, сканер, принтер,
школьная мебель, интерактивная доска, проектор, огнетушитель, локальная
сеть.
Технические средства обучения: интерактивная доска, проектор, компьютер.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Гейн А. Г. Житомирский В. Г. Информатика 10-11- М.:Просвещение2008г.
2. Ляхович М. А, Крамаров С. О. Основы информатики .- Ростов-н/Д:«Феникс», 2008г.
3. Угринович Н. Д. Информационные технологии. 10-11 кл.-М.: Бином.Лаборатория знаний, 2009 год.
4. Семакин И. Г., Хеннер Е.К. Информатика 11кл. -М.:Бином.Лаборатория Знаний :2008г.
5. Киселев С. В., Киселев И. Л. Современные офисные технологии:
Учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Издательский центр «Академия», 2008г.
6. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г.
7. Симонович С. В., Евсеев Г. А.. Windows: лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г.
8. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Общая информатика: Учебное пособие
для средней школы. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008г.
Интернет-ресурсы:
1. Портал информационной поддержки ЕГЭ -http://ege.edu.ru/
2. Особенности национальных задач по информатике -
http://onzi.narod.ru/
3. Олимпиады по информатике задачи и решения -
http://www.dstu.edu.ru/informatics/olimp/mtd1/mtd_ol.html
4. Олимпиады для московских школьников - http://olympiads.mccme.ru/
5. Разбор олимпиадных задач по информатике от М. Густокашина -
http://g6prog.narod.ru/tasks1.html
6. Сайт "Вместе с детьми". ЗАДАЧИ ПО ИНФОРМАТИКЕ -
http://www.problems.ru/inf/http://avnsite.narod.ru/ ivt.htm
7. ЗАДАЧИ по информатике - http://www.problems.ru/inf/
8. Козырев С.Б. Олимпиадные задачи по информатике для начинающих -
http://tasks.ceemat.ru/dir/470/
9. Жилин А.С. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ по информатике -
http://edu.h1.ru/metodic/metod2.htm
10. Разбор олимпиадных задач по информатике -http://olimp-
zadachi.narod.ru/
11. Варианты задач по информатике -
http://informat.csu.ac.ru/diploma/exams/task.htm
12. Примеры решения задач по информатик -
http://bspu.ab.ru/~festival/kon2004/teacher/kopilka/inform/yamkina.pdf
13. Олимпиады по информатике в Перми 1989-2002 г. -
http://comp-science.narod.ru/olimp.html
14. Центр Олимпиадного Программирования - http://stream.newmail.ru/
15. Трушин О.В. Информация для информатиков (методика, задачи, тесты) - http://www.ugatu.ac.ru/~trushin/
Некоторые интересные сайты по информатике
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии -
http://schools.keldysh.ru/info2009/
2. Шауцукова Л.З. ИНФОРМАТИКА. Теория (с задачами и решениями) -
http://www.tomsk.ru/Books/informatica/theory/
3. Сайт "Информатика в школе" учителя информатики Смирновой И.Е. -
http://infoschool.narod.ru/
4. Сайт учителя информатики Полякова К.Ю. - http://kpolyakov.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь |
|
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; |
Практическое занятие |
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; |
Самостоятельная работа |
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; |
|
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; |
Практическое занятие |
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в |
Практическое занятие |
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
|
Самостоятельная работа |
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ |
|
Знать |
|
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью |
Практическое занятие |
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; |
Практическое занятие |
назначение и функции операционных систем. |
Практическое занятие |
Разработчики:
Вернова Н.Е.., преподаватель ГОУ СПО Чебоксарский медицинский колледж.
Эксперты:
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
- Здесь еще нет комментариев