Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
начального профессионального образования
Профессиональный лицей № 47
Методическая разработка внеклассного мероприятия
по предмету
«Информатика и информационные технологии»
Игра «Регата»
Разработала преподаватель
1 квалификационной категории
Мансурова Рушана Александровна
Березники,2012
Общие положения
Игра представляет собой аналог настольных игр, где игроки переходят от ячеек к ячейкам по набранным баллам. Выигрывает тот игрок, который первым дойдет до финиша.
Игра связана с предметом «Информатика и информационные технологии».Она может проводиться с учащимися 9-11 классов, как в виде внеклассного мероприятия, так и на уроке.
Целями данного мероприятия являются - формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности.
Для проведения игры необходимо подготовить:
v Компьютер;
v Презентации Power Point:
ü Дополнительные задания в случаи попадания на острова к пиратам;
ü Фоновые презентации про путешествие и морских обитателей
v Мультимедийный проектор;
v Карта путешествия;
v Фоновая музыка;
v Места для участников игры, разделенных на 2 команды (в команде должно быть не более 5 человек) и места для жюри, выполняющие роль проверяющих работы игроков;
v Таблица с правильными ответами (для проверки выполненных работ);
v 2 карточки с изображением яхт;
v Магниты;
v Листы для записи (раздаются участникам);
v Карточки с заданиями в 2 экземплярах для каждой группы.
Возможен и «бескомпьютерный» вариант, в этом случае дополнительные задания должны быть заранее отпечатаны на отдельных страницах)
Проведение игры
Группа делится на команды по 4-5 человек. Каждая команда придумывает себе название корабля и выбирает капитана. На столе, за которым работает команда, стоит табличка с ее названием.
После представления команд ребята «отправляются в плавание по океану Информатики». На доске висит карта, на которой указаны начало и конец Регаты, а также прерывистой линией указан путь прохождения Регаты. На карте выделены: музыкальный остров, острова Логики, места попадания в плен к пиратам.
Так как регата – это соревнование яхт, то участники игры будут «проплывать мимо островов» и перемещаться по ячейкам в соответствии с набранным количеством баллов, кто первым «доплывет до финиша» тот и выиграет соревнование. На пути их ждет встреча с пиратами, которые задают дополнительные вопросы, в случае правильного ответа перемещаются на одну ячейку вперед.
Регата проходит в несколько этапов. На каждом этапе предлагаются определенные задания. Преподаватель раздаёт карточки с заданиями, объявляется время их выполнения (3-10 минут), и по сигналу ребята начинают выполнять задания. Капитан команды решает, как будет выполняться то, или иное задание: всей командой сразу или каждая задача будет решаться одним игроком.
Через установленное время решения собираются и отдаются на проверку жюри. На каждом листочке должно быть указано название команды. В жюри работают ребята из других групп (2 человека). Пока жюри проверяет работы, преподаватель сообщает ответ или при необходимости объясняет решение задач. (Когда ребята выполняют задания, преподаватель проходит по рядам и видит, как учащиеся справляются с ними. И если какое-то задание вызывает у ребят затруднение, он потом быстро объясняет его решение на доске).
Жюри подсчитывает результаты и объявляет участникам. После объявления результатов отдельного этапа капитаны команд выходят по очереди к карте и передвигают на ней свои фишки (яхты), выстраивая их в порядке очередности (по набранным баллам).
И так проходит каждый этап. В конце игры жюри подводит общие итоги, по которым определяется команда-победительница.
1. Решите кроссворд на тему «Передача информации»
(максимальное число баллов за задание 10).
|
1 |
|
|
|
|
||||||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|||||||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
ПО горизонтали:
- С его помощью можно предупредить об опасности.
- Звуки этого инструмента способны передать сигнал на несколько километров.
- Самое современное средство получения информации.
- Название стороны, передающей информацию.
- Распространенное в быту средство связи.
- В древности его дым пользовался для передачи важной информации.
- Это устройство для приёма информации имеется практически в каждом доме.
- Вид связи, разработанный А.С.Поповым в 1895 году.
- Изобретатель системы кодирования информации, использующей 2 символа – точку и тире.
- Название стороны, принимающей информацию.
ПО вертикали:
- Техническое средство, с помощью которого происходит передача информации (2 слова).
2. Задание «Азбука Морзе»
(максимальное число баллов за задание – 4).
Таблица кодов азбуки Морзе:
А |
. - |
И |
. . |
Р |
. - . |
Щ |
- - - - |
Б |
- . . . |
Й |
.- - - |
С |
. . . |
Щ |
- - . - |
В |
. - - |
К |
- . - |
Т |
- |
Ъ |
. - - . - . |
Г |
- - . |
Л |
. - . . |
У |
. . - |
Ы |
-.- - |
Д |
- . . |
М |
- - |
Ф |
. . - . |
Ь |
- . . - |
Е |
. |
Н |
- . |
Х |
. . . . |
Э |
. . - . . |
Ж |
. . . - |
О |
- - - |
Ц |
- . - . |
Ю |
. . - - |
З |
- - . . |
П |
. - - . |
Ч |
- - - . |
Я |
. - . - |
Расшифруйте следующие записи, зашифрованные с помощью азбуки Морзе.
1. - - . - - - . - . -
|
|
|
|
|
2. - . . - - .. . - - . . - - . . - . - . . . . - . -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- - - - - - - - . - . - -
|
|
|
|
|
3. . . . - - - . . - . . . - . - . . . . . - - . . . - - . - - -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. - - . . - . . . - . - - . - - . . . . - . -
|
|
|
|
|
|
|
|
4. - . - - - - - . . - . - . - . . . . - . . . . - . - - . - . . - . - .
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Решите следующие задачи
(максимальное число баллов за задание – 3).
1. Ручка стоит дороже тетради, карандаш дешевле ручки. Какой предмет самый дорогой?
Ответ:____________
2. Три брата – Ваня, Саша и Коля учатся в разных классах одной школы. Коля старше, а Саша моложе Вани. Назовите имена старшего из братьев, среднего и младшего.
Ответ:
старший - _________________
средний - _________________
младший - ________________
3. Из 9 монет одна фальшивая (легче других). Как с помощью чашечных весов без гирь определить фальшивую монету за два взвешивания?
Ответ:
_______________________________________
Первое взвешивание_____________________
_______________________________________
Второе взвешивание_____________________
_______________________________________
_______________________________________
4. Решите следующие логические задачи
(максимальное число баллов за задание – 6).
1. На стоянке стояли пять легковых машин. Известно, что «Жигули» стояли перед «Волгой», «Ауди» - после «Тойоты», «Волга» - перед «Мерседесом», «Мерседес» - перед «Тойотой». В каком порядке стояли машины?
Ответ:
Первая машина ___________________
Вторая машина ___________________
Третья машина ___________________
Четвертая машина ________________
Пятая машина ___________________
2. На заводе работают три друга – слесарь, токарь и сварщик. Их фамилии – Борисов, Иванов и Семенов, У слесаря нет ни братьев, ни сестер. Он – самый младший из друзей. Семенов, женатый на сестре Борисова, старше токаря. Назовите фамилии слесаря, токаря и сварщика.
Ответ:
|
Слесарь |
Токарь |
Сварщик |
Борисов |
|
|
|
Иванов |
|
|
|
Семенов |
|
|
|
3. Как набрать из реки 4 л воды, если имеются сосуды емкостью 3 и 5 литров?
Ответ:
Номер операции |
Что делать? |
Количество Воды |
|
В 1-м сосуде (3л) |
Во 2-ом сосуде (5л) |
||
|
|
0 |
0 |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Задание «Зашифрованные слова»
(максимальное число баллов за задание – 3).
1.Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только первые слоги из каждого из заданных слов:
а) монета, лошадь, корова
Ответ:_________________
б) Колос, мебель, таракан
Ответ:_________________
в) кора, лото, боксер
Ответ:_________________
2. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только вторые слоги из каждого из заданных слов:
а) пуговица, молоток, лава
Ответ: ________________
б) укор, бузина, тина
Ответ:________________
в) поворот, пороша, канава
Ответ:________________
3. Чтобы узнать зашифрованное слово, возьмите только последние слоги из каждого из заданных слов:
а) соломка, пора, мель
Ответ:________________
б) Лиса, письмо, перелет
Ответ:_________________
в) молоко, реле, лассо
Ответ:________________
6. Восстановите зашифрованные слова
(максимальное число баллов за задание – 3).
1. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по определенному правилу. Восстановите зашифрованную информацию:
а) руко
Ответ:________________
б) евнса
Ответ:_________________
в) акинукыл
Ответ:________________
2. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по определенному правилу. Восстановите зашифрованную информацию:
а) анера
Ответ:________________
б) анизрок
Ответ:_________________
в) казкюр
Ответ:________________
3. Кодирование текста осуществляется перестановкой букв в каждом слове по определенному правилу. Восстановите зашифрованную информацию:
а) етеливроз
Ответ:________________
б) игатар
Ответ:_________________
в) аклан
Ответ:________________
7. Задание «Координатная плоскость»
(максимальное число баллов за задание – 8).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
На координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых приведены ниже в скобках.
1 (5,3), 2 (5,8), 3 (10,8), 4 (10,3),
5 (7,10), 6 (12,10), 7 (12,5), 8 (7,5).
Соедините точки в следующих последовательностях:
1 – 2 – 3 – 4 – 1, 5 – 6 – 7 – 8 – 5, 2 – 5, 3 – 6, 4 – 7, 1 – 8.
8. Задание «Клавиши редактирование текста»
(максимальное число баллов за задание – 4).
Что получится из исходного слова после нажатия клавиш, указанных в табличках? Символом «|» обозначен курсор.
1. Исходное слово: ПРИВЫЧ | КА
BS |
BS |
И |
B |
2. Исходное слово: | ИНФОРМАТИКА
Del |
Del |
|
|
|
|
|
Del |
Del |
Del |
Del |
3. Исходное слово: П | ИРАТ
|
Del |
|
Del |
Л |
А |
4. Исходное слово: ПЕ | НАЛ
|
BS |
BS |
К |
А |
Ответы:
1. _______________________
2. _______________________
3. _______________________
4. _______________________
9. Задача «Восхождение»
(максимальное число баллов за задание – 3).
Утром первого дня улитка находится у подножия 20-метрового холма. Каждый день она поднимается по склону холма на 5 метров вверх, но за ночь сползает на 4 метра назад, вниз. Через сколько дней улитка достигнет вершины холма?
Ответ: ______________
Правильные ответы на задания:
1.
По горизонтали: 1. Крик. 2. Барабан. 3. Интернет. 4. Передатчик. 5. Телефон. 6. Костер.
7. Телевизор. 8. Радиосвязь. 9. Морзе. 10. Приемник.
По вертикали: Канал связи.
2.
1. Мечта.
2. Надвигается шторм.
3. Счастливого плавания.
4. Конец – делу венец.
3.
1. Ручка.
2. Старший – Коля, средний – Ваня, младший – Саша.
3. Первое взвешивание – сравнить на весах две любые группы по три монеты в каждой.
Если весы в равновесии, то фальшивая монета находится в оставшейся группе, в противном случае она в той группе из трех монет, которая легче.
При втором взвешивании нужно сравнить две любые монеты из той группы, в которой находится фальшивая. Если весы будут в равновесии, то фальшивая монета – оставшаяся, в противном случае – она та, которая легче.
4.
1. «Жигули» (первая), «Волга», «Мерседес», «Тойота», «Ауди».
2. Слесарь – Иванов, токарь – Борисов, сварщик – Семенов.
3.
Номер операции |
Что делать? |
Количество Воды |
|
В 1-м сосуде (3л) |
Во 2-ом сосуде (5л) |
||
|
|
0 |
0 |
1 |
Налить во 2-й сосуд |
0 |
5 |
2 |
Перелить из 2-го сосуда в 1-й |
3 |
2 |
3 |
Вылить из 1-го сосуда |
0 |
2 |
4 |
Перелить из 2-го сосуда в 1-й |
2 |
0 |
5 |
Налить во 2-й сосуд |
2 |
5 |
6 |
Перелить из 2-го сосуда в 1-й |
3 |
4 |
5.
1. а) молоко; б) комета; в) колобок.
2. а) голова; б) корзина; в) ворона.
3. а) карамель; б) самолет; в) колесо.
6.
1. а) урок; б) весна; в) каникулы.
2. а) голова; б) корзина; в) ворона.
3. а) карамель; б) самолет; в) колесо.
7.
Должно быть получено изображение куба.
8.
1. Привычка. 2. Форма. 3. Пиала. 4. Канал.
9.
Через 16 дней.
Задания, использующиеся в качестве дополнительных (в случаях попадания к пиратам).
Задания оформлены в виде презентаций
В приведенных текстах некоторые идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите эти термины.
Искомые термины – элементы компьютера
1. Этот процесс орнитологи называют матрицей. (процессор)
2. Потом они торжествовали и радовались, как дети. (монитор)
3. Несмотря на это, его феска не раз падала с головы. (сканер)
4. Река Днепр интересна тем, что на ней имеются несколько гидроэлектростанций. (принтер)
5. По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол.(мышка)
6. Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки.(модем)
Искомые термины – языки программирования
1. Он всегда имел запас калькуляторов. (Паскаль)
2. Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти – он стал бы героем матча». (Бейсик)
3. Несмотря на то что на перекрестке был установлен светофор, транспортные средства часто образовывали на перекрестке большие заторы. (Фортран)
Искомые термины – цифры десятичной системы счисления
1. Вчера я был в гостях у четы Ремизовых.(четыре)
2. На предложение перечислить известные ему названия деревьев он ответил: «Береза, дуб, клен, ольха и сосна». (ноль)
3. Митя с удивлением узнал, что Винчестер – это город в Англии. (два)
4. Так как он съел много супа, то гуляш есть он не стал.(шесть)
5. Сначала он снял дисковод и начал его разбирать на части.(один)
6. Главный врач закончил осмотр и вернулся в свой кабинет.
Искомые термины – виды информации
1. Я его привез в указанное место, но там никого не оказалось.
2. Когда-то он работал в идеологическом отделе.
3. Он сказал: «Пройдемте к стене».
4. Оказалось, что граф и Казанова – одно и тоже лицо.
Искомые термины – названия клавиш и символов на них
1. В присутствии начальника Потап робел как ребенок.
2. Иван Сергеевич купил себе велосипед и ездил на нем на работу.
3. В чем был смысл, Эшби так и не понял.
4. Температура воздуха была настолько высока, что только в воде можно было немного охладиться.
5. Командир влез на паровоз, а бойцы его отряда смотрели, как он делал это.
- Здесь еще нет комментариев