Карточка публикации
Информация об авторе публикацииМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "УСТЬ-АБАКАНСКАЯ СОШ имени М.Е.Орлова " , ХАКАСИЯ, П. Усть-Абакан
Дата публикацииОпубликовано: 19.08.2024
Количество просмотров публикацииКоличество просмотров: 176
Рейтинг публикации
0 оценок
Другие публикации автора
Формула правила из орфографии на уроках русского языка
 
 

Формула правила из орфографии на уроках русского языка

Усвоение орфографических правил всегда является  главной проблемой изучения русского языка. У каждого учителя немало разных приемов, помогающих лучше объяснять орфографические правила. В моем арсенале тоже такие  есть.

Вместе с учащимися создаем «формулы» (алгоритмы) правописания. От уровня подготовки класса зависит выбор задания:предлагаются они в готовом виде или создаются самостоятельно. В начале учебного года на доске цветным мелом с помощью фронтальной беседы создаю обучающую формулу. По ней ученики воспроизводят правило. В дальнейшем предлагаю по параграфу самостоятельно составить и рассказать у доски. Вызываю 3-4 человека (проблема оценивания решается), на доске каждый предлагает свой вариант. Слабые ученики могут ответить по уже готовой формуле. На следующем уроке слабый ученик представляет свой вариант, с помощью ученика-консультанта отвечает и исправляет ошибки.(2 ученика получают оценку). Что берется за основу при создании формулы?
В русском языке существует много различных написаний, где не требуется знать всё орфографическое правило, достаточно знание  какого - то одного или двух условий из него, чтобы решить, какую букву следует написать. Приведу пример  «ь после шипящих».

Для правильного написания Ь после шипящих в слове достаточно знать, какой частью речи это слово является. Запись может быть такой:

 

 

Ь после шипящих В - глаголах, наречиях (ВСЕГДА!)

(исключ,: уж, замуж, невтерпеж)

- прилагательных- НИКОГДА!

- существительных -  подумать!  (ед.ч, ж.р.)

 

Вариантов записей множество. Ученики используют стрелки, кружки, овалы и т. д.

С помощью таких записей можно упростить запоминание других орфографических правил.

В Интернете есть готовое, но результат достигается только тогда, когда ученик сам обдумывает правило, составляет формулу (схему, таблицу, алгоритм). Названий много, а суть одна: элементы орфографической системы проще усваиваются в сознании учащихся при подключении мнемонических приемов (ключевые, опорные слова: всегда, никогда, подмать).Кроме того,уменьшение информации из учебника, объяснений учителя способствуют лучшему результату в повышении грамотности и изменению отношения учащихся к «скучным» урокам русского языка. Практика показала, что если систематически использовать этот прием при изучении нового, повторении, закреплении,то уроки становятся более интересными и качественными. Когда вводится игровой момент «У кого лучше?», «Кто первый ответит?», учитель имеет возможность ставить несколько оценок. Весь класс вовлечен в учебный процесс. Индивидуальный подход к каждому, мотивация на хорошую оценку, стремление о сложном говорить просто  и понятно – всё это создает деловую атмосферу даже в самом слабом классе, помогает решить вопрос с дисциплиной и накопляемостью  оценок. При работе с формулой орфографического правила раскрываются способности ученика к творческому подходу. Самооценивание результатов своего труда и оценивание одноклассников тоже положительно влияет на усвоение правил русского языка.

Комментарии к публикации
Сортировать по: 
Результатов на страницу: 
 
  • Здесь еще нет комментариев