Н.В.Богданова
МБОУ "ДСОШ №4"
учитель информатики
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ - КОМПЕТЕНТНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Ученик должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, то есть уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности, а именно:
определять цели познавательной деятельности;
находить оптимальные способы реализации поставленных целей;
использовать разнообразные информационные источники;
искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты;
организовывать свою деятельность;
сотрудничать с другими учащимися.
Социологи и педагоги признают, что ценности сегодняшнего времени сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями грамотно распоряжаться. Именно поэтому задача школы состоит не только в том, чтобы дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.
Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:
1) отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;
2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;
3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Соотношение понятий компьютерной грамотности, ИКТ - компетентности и информационной культуры личности можно представить в виде лестницы информатизации, где на первой ступени формируется ИКТ-грамотность, на второй – ИКТ-компетентность и заключительная ступень – информационная культура личности. Определение ИКТ-компетентности вводится на базе определения ИКТ-грамотности.
ИКТ-грамотность — это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Под ИКТ-компетентностью подразумевается уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщённых познавательных, этических и технических навыков.
Таким образом, для формирования ИКТ – компетентности необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся с определенными целями.
При формировании ИКТ - компетентности успешно применяются традиционные подходы:
- словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой);
- наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
- практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. В самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Таким образом, одной из основных целей, встающих передо мной, как преподавателем информатики, является повышение уровня информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей обучающихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Преподавание информатики и ИКТ в старшей школе может быть представлено на одном из двух уровней – базовом или профильном. На профильном уровне предмет «Информатика и ИКТ» ведется из расчета 4 часа в неделю, всего – 280 часов за два года обучения. Это означает, что обучение информатике и информационным технологиям осуществляется на расширенном уровне.
Преподавание информатики и ИКТ на базовом уровне осуществляется в 10-11 классах из расчета 1 час в неделю, всего - 70 ч. за два года обучения.
Рассмотрим несколько примеров сформированности ИКТ – компетентности в рамках заданной темы:
*Обозначения: базовый уровень, профильное изучение
Тема |
Содержание вопросов темы |
Характеристика основных видов деятельности ученика |
Ожидаемые результаты |
Компьютерные сети
|
Понятие компьютерной сети. Виды компьютерных сетей. Топология локальных вычислительных сетей. Адресация в сети. Глобальная сеть. Сервисы Интернет. |
Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
методы и средства создания и сопровождения сайта. |
На базовом уровне: Поиск информации по заданным параметрам. Средства и способы передачи информации, представленной в разном формате. На углубленном уровне: Оценивать информацию с позиций (достоверность, объективность, актуальность и т.п.). Размещение собственного материала на сайтах.
|
Формализация и моделирование |
Информационные модели в предметных областях. Использование информационных моделей в практической деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация и структурирование задач из различных предметных областей в соответствии с поставленной целью. Построение информационной модели, отвечающей данной задаче (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, алгоритм и пр.). Различные формы представления информации: текст, таблицы, схемы, формулы. Деревья как форма представления упорядоченной информации. Элементы алгебры логики. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. |
Аналитическая деятельность: • исследовать с помощью информационных моделей структуру и поведение объекта в соответствии с поставленной задачей; • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования. Практическая деятельность: •структурировать данные и знания при решении задач; •строить и интерпретировать таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов; • выбирать язык представления информации в соответствии с данной целью; •преобразовывать одну форму представления информации в другую без потери смысла и полноты информации |
На базовом уровне: Иметь представление о компьютерном уроке. Знать технологии моделирования и использования ЭОР по учебным предметам. На углубленном уровне: Уметь анализировать и создавать собственные электронные ресурсы, с точки зрения актуальности их применения в обучении; владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, пользоваться базами данных и справочными системами. |
Алгоритмизация и программирование |
Алгоритм как описание последовательности действий. Исполнитель алгоритма и его свойства. Алгоритм как один из способов управления информационным процессом. Исходные данные и результаты выполнения алгоритма. Величины как способ представления информации. Способы записи алгоритмов: словесный, формульный, табличный, графический, блок-схемы, программы. Блок-схема как наглядный способ представления алгоритма. Основные типы блоков. Правила записи алгоритмов в виде блок-схемы. Основные алгоритмические конструкции: линейная, ветвление, цикл, подпрограмма, рекурсия. Запись одного алгоритма разными способами. Различные алгоритмы решения одной и той же задачи. Программа как способ реализации алгоритма на компьютере |
Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
работать с компьютерными моделями из различных предметных областей (в среде моделирующих программ) |
На базовом уровне: владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц; На углубленном уровне: умение использовать алгоритм как модель автоматизации деятельности |
В рамках данного предмета возможна организация элективных курсов, расширяющих кругозор учащихся, повышающих их эрудицию, демонстрирующих социальную значимость знаний, получаемых в рамках базового курса, ориентированные на приобретение практических умений использования компьютерных технологий в жизни, социальной сфере.
Формирование у учащихся ИКТ - компетентности на уроках информатики позволяет уделить особое внимание формированию таких познавательных навыков, как доступ к информации, ее создание, передача. Во многом этому способствует внедрение в образовательный процесс Интернет. Обладая колоссальными информационными возможностями и предлагая большой набор сервисов, Интернет является одним из эффективных средств формирования ИКТ - компетентности не только обучающихся, но и преподавателей, ведь компетентность преподавателя – это необходимое условие для формирования и развития компетентности обучающихся.
Также немаловажным обозначенным направлением использования Интернет является участие в интернет – конкурсах (традиционный Всероссийский дистанционный конкурс ИНФОЗНАЙКА, дистанционные конкурсы по информатике всероссийского уровня проекта «ИНФОУРОК», участие в международном дистанционном конкурсе по информатике проекта «Новый Урок»), где задания для учащихся представлены на разных уровнях сложности (базовый и профильный).
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на освоение системы базовых знаний, приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности (выполнение заданий по образцу). Профильный же уровень предполагает творческое применение - выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение.
Таким образом, компетентность формируется не в результате действий преподавателя, а как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Даже в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода, изменив в первую очередь цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося, с его индивидуальными целями.
Список литературы
1. Бурмакина В. Ф., Зелман, М., Фалина, И. Н.. Большая Семёрка (Б7). Информационно - коммуникационно - технологическая компетентность. Методическое руководство для подготовки к тестированию учителей. Международный банк реконструкции и развития. Национальный фонд подготовки кадров. Центр развития образования АНХ при правительстве РФ, Москва, 2007.
2. www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть.
3. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ- компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование, 2004. - № 3.
4. www.inf.1september.ru – ИНФОРМАТИКА, Издательский дом «1 сентября»
5. Скрипкина Ю. В., Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций // Интернет-журнал «Эйдос», 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
6. Селевко Г.К., Педагогические технологи на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
7. Фалина И. Н., Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика, 2006. - № 7.
8. Степина С. Н., Компетентностный подход в обучении информатики [Текст] / С. Н. Степина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 192-197.
9. Дудник О.В., Формирование коммуникативной компетенции в свете новых требований к образовательному процессу, 2007
- Здесь еще нет комментариев