УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ города НОРИЛЬСКА
МБОУ «ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ №1»
663317, Красноярский край, г. Норильск, ул. Мира, дом №3 телефон (3919) 48 10 65,
Телефон/ факс (3919) 48 10 66 E-mail: center1_norilsk@mail.ru
Профессиональная подготовка по специальности продавец продовольственных товаров
план урока
предмет товароведение
Разработала:
методист
МБОУ «ЦО№1»
Рудзит Нина Ивановна
г. Норильск
2012
План урока
Раздел № 4: «Молоко и молочные продукты»
Урок № 5 Дата:
Тема: «Твердые сычужные сыры»
Класс: 11
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о потребительских свойствах пищевого продукта.
Триединая дидактическая цель:
- Образовательная задача: актуализировать знания об истории изобретения сыра, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, сформировать навыки и умения применения новых знаний в профессиональной деятельности.
- Развивающая задача: способствовать формированию и развитию профессионально важных умений и навыков как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
- Коммуникативной: обосновывать суждения; владеть приемами краткого и развернутого ответа, владеть способами совместной деятельности в группе.
- Информационной: находить необходимую информацию по товароведению из различных источников, «сворачивать полученную информацию в схему», использовать рассказ-объяснение учителя в качестве информационного ресурса.
- Технологической: работать с учебными текстами, опорными конспектами, организовывать групповую учебную деятельность и самостоятельную.
- Учебно-исследовательской: давать определение понятий, делать выводы, выявлять существенные признаки явлений процессов.
- Социальной: решать учебно-познавательные задачи с помощью одноклассников, обосновывать актуальность социальных проблем.
- Рефлексивной: определять личностную значимость изучаемого материала, оценивать результативность своей работы на уроке.
- Воспитательная задача: способствовать формированию и развитию качеств социально активной личности, уважения и интереса к профессиональной деятельности.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения:
словесные;
наглядные;
практические (карточки-задания, виды производственных маркировок);
частично-поисковые (проанализировать содержание и найти отличия в производственных маркировках сыров).
Средства обучения: видео материал производство сыров, презентация, рекламная продукция, образцы производственных маркировок сыра, карточки-задания, опорные конспекты
Карта урока
I. Самоопределение к деятельности
Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока. Побуждение учащихся к достижениям. У нас сегодня будет очень интересный урок, мы с вами познакомимся с «Королем» пищевых продуктов.
II. Актуализация знаний
Сообщения учащихся по самостоятельному отбору материала из дополнительных источников информации по теме «Сыры. Историческая справка».
- История изобретения сыра
- Сыроделие в России
- С чьим именем связаны первые сыроварни в России
III. Подведение итогов выступлений
При подведении итогов вместе с учащимися, были проанализированы выступления с сообщениями, с дополнениями и выставлены оценки за самостоятельный отбор материала, за умение грамотно и красноречиво донести информацию до своих одноклассников, за активность.
IV. Изучение нового учебного материала
Вступительное слово учителя:
И так мы с вами теперь знаем о древнем изобретении такого пищевого продукта, как сыр. Он является общепризнанным первоклассным пищевым продуктом. Прежде чем начать изучение нового материала давайте посмотрим видео фильм «Технология производства сыра»
- Технология производства сыра
- Пищевая ценность сыров
- Деление на классы
- Составление схемы производства сыров (по видео материалу)
- Требования к качеству
Новые понятия:
Сычужный фермент
Сырные «Глазки»
Парафинируют
Губчатые
Чеддеризуют
V. Первичное закрепление учебного материала
- Краткое повторение темы
- Ответы на вопросы:
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Изучить и проанализировать образцы производственных маркировок сыра (работа в группах)
- Работа с карточками. Из набора слов и словосочетаний выбрать те, которые относятся к показаниям качества сыров и к порокам сыров: ровная корка, аммиачный запах и вкус, сетчатый рисунок, без осыпавшихся участков, свойственный цвет, поврежденная корка, салистый привкус, без трещин, свойственный рисунок, горький вкус, свойственная консистенция, ослизлость, прогоркание.
- Показ презентации
VII. Рефлексия. Ответы учащихся на следующие вопросы.
Что нового я узнал (а) сегодня?
Какие знания я могу использовать в практической деятельности?
Самым интересным было…
Самым трудным было…
Я оцениваю себя…, потому что…
VIII. Домашнее задание (по органолептической оценке учащиеся должны правильно называть к какому типу относится сыр):
Выучить согласно конспекту вопросы: деление сыров на классы и требования к качеству.
Успешным учащимся описать технологию производства сыров по схеме
Менее успешным учащимся проанализировать ассортимент твердых сыров в магазинах.
Пищевая ценность сыров.
Сыр - высококалорийный белковый продукт, полученный свертыванием молока с последующей обработкой и созреванием сгустка.
О достоинствах такого пищевого продукта, как сыр можно говорить бесконечно. В одной только книге французского сыровара Андре Симона упоминается 839 сортов!
Известно, что самым важным в пищевом продукте является содержание в нем полноценного белка. Исходя из этого, сыр можно считать «королем» пищевых продуктов. Он богат белком и жиром, исключительно богат кальцием и фосфатами, витаминами А и В1. В сыре имеются также соли магния, натрия, многие микроэлементы, имеет высокую калорийность (250-450 ккал).
В зависимости от содержания жира в сухом веществе различают сыры 55, 50, 45, 30 и 20- ной жирности. 26% белка, 3,5% органических солей. В процессе созревания сыра белок становится растворимым и поэтому полностью (98,5%) усваивается организмом. Эта особенность сыра делает его одним из самых лучших, самых ценных и полезных пищевых продуктов.
Деление на классы
Сыры делят на три класса: сычужные натуральные, кисломолочные натуральные и переработанные.
Сыры натуральные сычужные (молоко свертываю сычужным ферментом) делят на подклассы:
твердые типа швейцарского – сыр крупный, цилиндрической формы, массовая доля жира 50%, имеет сладковато-пряный вкус, глазки большие круглой или овальной формы (Швейцарский, Алтайский, Советский);
типа голландского – округлой, овальной, сплюснутой формы, глазки мелкие, массовая доля жира 45% - острый слегка кисловатый вкус (Голландский, Костромской, Ярославский, Пошехонский, и. т.д.);
типа чеддер – в форме цилиндра, не имеет глазков, консистенция более мягкая, массовая доля жира 50% - слегка кисловатый вкус (чеддеризуют, т.е. при температуре 35 градусов подвергают предварительному созреванию);
типа российского – форма цилиндра или бруска, рисунок щелевидной формы, тесто нежное, массовая доля жира 50%;
полутвердые сыры:
типа латвийского – самопрессующиеся сыры с низкой температурой второго нагрева, с повышенным содержанием влаги, формуют наливом и самопрессованием, вкус – острый специфический, слегка аммиачный (пикантный, Латвийский, Волжский).
Технология производства сыров
Вырабатывают сыры из коровьего, овечьего и козьего молока путем свертывания белка (козеина) сычужным ферментом (фермент добывают из желудка молодых телят и ягнят), с добавлением молочно-кислых бактерий. Образовавшийся сгусток измельчают в мелкое зерно. Сырное зерно подогревают, выкладывают в формы и прессуют, затем солят или погружают в соляной раствор. Помещают в холодные помещения, где сыры зреют от двадцати дней до 12 месяцев. Во время созревания происходит сбраживание сахаров с выделением углекислого газа и кислот. Белки распадаются с выделением аммиачного газа, происходит незначительный распад жиров. В результате распада, вещества соединяются, придавая сырам специфический запах и цвет.
В результате микробиологических, ферментативных процессов, протекающих в сыре, при изготовлении и созревании готовый продукт приобретает новые по сравнению с молоком весьма ценные вкусовые и питательные свойства.
В процессе созревания создается вкусовой букет и рисунок поверхности его разреза («глазки»). Хорошо созревший, в меру выдержанный сыр дает на разрезе «Слезу» в глазках. Некоторые потребители думают, что сырная «слеза» это прозрачный жир. Это не так. «Слезы» в сыре – капельки воды, насыщенные солями молока и поваренной солью, и ничего другого в них нет. Их появление служит признаком, его полной зрелости и хорошего вкуса. Таким образом, «по «глазкам» можно в известной мере определять качество сыра. Созревший сыр парафинируют. Наносят производственную маркировку.
Требования к качеству твердых сычужных сыров
По органолептическим показателям делят на высший и первый сорта, определение которым дается по 100 – бальной системе. Сыр относится к высшему сорту, если общее количество баллов – 87 – 100, в том числе по вкусу и запаху – не менее 34 баллов; к 1-му сорту – 75 – 86 баллов, по вкусу и запаху не менее 34 баллов.
Сыры твердые должны иметь ровную корку без повреждений, парафиновое покрытие без трещин и осыпавшихся участков, без посторонних запахов, свойственный цвет и рисунок теста, консистенцию.
Не допускаются в продажу сыры с горьким, салистым привкусом, аммиачным запахом и вкусом, крошливые, губчатые с рваным или сетчатым рисунком, с поврежденной коркой.
Сыры хранят при температуре 2 – 0 град. С относительной влажности воздуха 87%. Сроки хранения: сычужные твердые 15 суток, рассольные – 15 суток, мягкие – 5 суток, фасованные в полимерную пленку под вакуум – 5 (с момента фасовки).
- Здесь еще нет комментариев