Пять полезных советов, как разрешать конфликты “учитель-ученик”.
В последнее время конфликты между учителями и учениками становятся более частыми, более напряжёнными и более сложными. Далеко не всегда поможет имеющаяся специальная литература.
Без сомнения, каждый конфликт носит неповторимый, индивидуальный характер.
Поэтому любой пример конструктивного разрешенияпедагогических конфликтов может быть полезен.
5 полезных советов, как разрешать конфликты между учителем и учеником
1. Никогда не пытайтесь разрешить конфликт с конкретным учеником при всем классе.
Это дело двоих. Поведение ученика при всем классе может быть совершенно не тем, чего вы ожидаете.
2. Постарайтесь разрешить конфликт сами, не привлекая третьих лиц:
директора, завуча, школьного психолога, классного руководителя, родителей. Это только поднимет ваш авторитет в глазах ученика.
Постарайтесь узнать, в чем причина такого поведения ученика. Может быть, вскроется какая-то причина, о которой вы не знали. И ваше отношение к ученику изменится.
3. Если вы пошли на разговор с учеником, то он должен быть максимально конкретным.
Здесь позиция кота Леопольда («Давайте жить дружно») неуместна. Вы должны высказать конкретные требования, а может быть и предложения по удалению причин конфликта.
Это было в конце 1990-х годов, когда в семьях только начинали появляться компьютеры и Интернет. Никак не мог добиться хоть каких-то результатов от ученика, который буквально «тупел» у меня на глазах из-за бесконтрольного пользования ПК.
Выход нашёлся неожиданно: «Женя, времени исправлять твои двойки очень мало. Вот тебе мой электронный адрес. Давай мне свой. Я тебе вышлю тесты, а ты мне вышлешь ответы». Так началась «виртуальная учеба». Мальчик по-прежнему на уроках молчал.
Но ответы на мои задания присылал регулярно. Постепенно, когда Женя подтянулся, появился интерес и к урокам, он стал отвечать. Был первым моим помощником, когда необходимо было найти какую-то учебную информацию в Интернете, подготовить сообщение.
4. Четко определите предмет конфликта. Что вас не устраивает: поведение, учеба, отношение к товарищам?
Одного из одарённых ребят одноклассники буквально преследовали. Он уже боялся лишний раз поднять руку. Любой его ответ на уроке вызывал улюлюканье.
Нашёл возможность поговорить с мальчиками из его класса. Один из них был борцом – чемпионом России, другой – певец, лауреат всероссийского конкурса и т.д.
«Мы же гордимся вами. Вам повезло учиться рядом с таким талантом. И этим тоже гордиться надо, а не преследовать!»
Больше унижений не было. Наоборот, ребята взяли его под свою защиту.
5. Если вы мужчина-учитель, пользуйтесь этим. Вы добьетесь большего, чем ваши коллеги-женщины.
Ребятам не хватает мужского строгого внимания. И они ценят это.
Читать дальше