Цитировать19.05.2015 06:43Рейтинг: 1Отлично
 

 

Формирование словоизменения прилагательных (по Лалаевой)
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, ког­да дети в основном овладели системой словоизменения су­ществительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависи­мости от формы существительного.
Трудность усвоения системы словоизменения прилага­тельных связана с отвлеченной семантикой прилагательных и с поздним их появлением в речи детей. Прилагательные, обозначающие признаки, свойства предметов, появляются у детей на том уровне их интеллектуального развития, когда ребенок становится способным выделять из образа предмета какой-либо признак, что, в свою очередь, вызывает потреб­ность в обозначении словом выделенного свойства.
При формировании системы словоизменения прилага­тельных учитывается последовательность появления в онто­генезе форм существительных и прилагательных, фонетичес­кие особенности формообразования прилагательных.
Рекомендуется следующая последовательность в лого­педической работе по формированию словоизменения при­лагательных.
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:
1)  Формы мужского рода:
а)  с ударным окончанием (голубой, большой, лесной, дорогой, меховое);
б)  с безударным окончанием (добрый, вкусный, красный, белый, желтый, веселый, синий, высокий и др.).
2)  Формы женского рода:
а) с ударным окончанием (голубая, большая, лесная, дорогая, меховая);
б) с безударным окончанием (добрая, высокая, веселая, холодная).

 

3)  Формы среднего рода:
а) с ударным окончанием (большое, смешное, меховое, голубое);
б)   с безударным окончанием (вкусное, круглое, сладкое, красное, длинное, широкое, узкое).
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:
1)  в беспредложных конструкциях,
2)  в предложных конструкциях.
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:
1)   в беспредложных конструкциях,
2)   в предложных конструкциях.
Закрепление согласования прилагательного с существи­тельным проводится сначала в словосочетаниях, далее — в предложениях различной структуры, позднее — в связной речи.

Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова
КОРРЕКЦИЯ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ)
Цитировать19.05.2015 08:35Рейтинг: 1Отлично
 
Уважаемые участники интернет-проекта!


Каждому сообщению присваиваете 2 ярлыка: по грамматической теме и по содержанию.


По грамматической теме:

Согласование прилагательного с существительным в  роде, числе и падеже:
  • прилагательное + существительное единственного числа, женского рода, Им. падежа ЯРЛЫК: ед. ч. ж.р. Им.п.
  • прилагательное + существительное единственного числа, мужского рода, Им. падежа ЯРЛЫК: ед. ч. м.р. Им.п.
  • прилагательное + существительное единственного числа, среднего рода, Им. падежа ЯРЛЫК: ед. ч. ср.р. Им.п.
  • дифференциация прилагательного + существительное мужского, женского и среднего рода, единственного числа, Им. падежа ЯРЛЫК: диффер. рода
Согласование прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа:
  • прилагательное + существительное единственного числа, Им. падежа ЯРЛЫК: ед. ч. Им.п.
  • прилагательное + существительное множественного числа, Им. падежа ЯРЛЫК: мн. ч. Им.п.
  • дифференциация прилагательного + существительное в единственном и во множественном числе ЯРЛЫК: ед.ч. и мн.ч. Им.п.
Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах единственного числа:
  • в беспредложных конструкциях ЯРЛЫК: ед.ч. косв. пад. без пред.
  • в предложных конструкциях ЯРЛЫК: ед.ч. косв. пад. с пред.

Согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах множественного числа:

  • в беспредложных конструкциях ЯРЛЫК: мн.ч. косв. пад. без пред.
  • в предложных конструкциях ЯРЛЫК: мн.ч. косв. пад. с пред.

+ дифференциация прилагательного + существительное в единственном и во множественном числе в косвенных падежах ЯРЛЫК: ед.ч. и мн.ч. косв. пад.


По содержанию:

  • ЯРЛЫК: словосочетание
  • ЯРЛЫК: предложение
  • ЯРЛЫК: связная речь
При размещении материала сначала добавляем ярлык из уже созданных и только при отсутствии необходимого ярлыка создаём новый по предложенным образцам.
Дополнительные ярлыки:
письмо, чтение
1-2 из 2
First page
Previous page
1
Next page
Last page